БАДы с определенными названиями могут покинуть российские прилавки
Роспотребнадзор выступает против добавок с наименованиями, схожими с названиями лекарств. Подобные средства могут ввести человека в заблуждение. Если запрет на такие БАДы вступит в силу, рынок покинут до 20% брендов. Известно, что Роспотребнадзор уже направил в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) предложения внести изменения в техрегламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" - документ, касающийся и БАДов. В частности, согласно инициативе, необходимо запретить использовать в названиях биодобавок международные непатентованные наименования лекарств и зарегистрированные товарные знаки, под которыми производят медикаменты. Под прицел попадут и наименования, схожие с лекарствами, согласно трем критериям: семантическому (смысловому), фонетическому (звуковому) или транслитерационному (связанному с использованием для передачи названия другого алфавита).
В качестве примера приводятся БАД "Формакс" и лекарство "Форлакс", БАД "Энзим форте" и медикамент "Мезим форте", БАД "Эректин-ЛАД" и лекарство "Эректин". Между тем, известно: реклама биодобавок не должна создавать впечатление, что препарат обладает лечебными свойствами. Предусмотрено и отдельное указание, что БАД не является лекарственным средством. Однако БАДы нередко продают в аптеках, а их упаковка очень похожа по оформлению на лекарства. Это однозначно может ввести в заблуждение, хотя пока нарушением не является. Правда, всегда есть возможность пожаловаться на производителя БАДов. Так, несколько компаний обращались в ФАС с заявлениями на производителей добавки "Аевит", название которой идентично наименованию лекарства.
Комментирует управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский: "Некоторые фармкомпании самостоятельно исключают появление "БАДов-подделок"» на свои лекарства при регистрации брендов. Роспатент регистрирует товарные знаки по классам товаров - одному или нескольким. Если компания А зарегистрирует бренд "Таблетка" только по пятому классу (лекарства), то компания Б может зарегистрировать то же самое наименование по 30-му классу (пищевые продукты, в том числе БАДы). Если же компания А подаст заявку на регистрацию товарного знака по обоим классам, то компании Б придется отказаться от своих планов. На практике крупные фармпроизводители подают заявки на регистрацию во всевозможные категории товаров, даже если у них нет никаких намерений все это выпускать. Такой подход приводит к дополнительным расходам на уплату пошлин, зато позволяет избежать судебных издержек и нарушения собственных интересов в будущем".
Если новые правки в законодательство внесут, БАДы, не соответствующие новым требованиям, будут изъяты. Кстати, глава Аптечной гильдии Елена Неволина убеждена: "Запрет называть БАДы идентично лекарствам может привести к росту цен. Запрещенные препараты, скорее всего, выпустят под новыми брендами. Но для завоевания доверия потребителя нужна реклама на ТВ, постеры, рекомендации в журналах, - все это войдет в итоговую цену упаковки. Витамины, например, можно разрешить называть идентично лекарствам. Но в случае, когда потребитель покупает БАД для улучшения потенции, отказа от курения или похудения и думает, что это лекарство, он оказывается обманут. Человек ждет гарантированного эффекта, а биодобавка может лишь способствовать изменениям".